Театр XX века
Курс Елены Горфункель. 18 лекций, 6 семинаров. Утопии, системы, синтезы и реалии
Структура
18 лекций
Подготовка к семинару
Изучение обязательных текстов
6 семинаров
Дискуссия в группах
Домашние работы
Эссе и исследования
Работа с мастером
Обсуждение работы со своим мастером
Выполнение итоговой работы курса
О ПРЕДМЕТЕ

ХХ век отталкивается от тех открытий, проектов, которые были сделаны на рубеже Х1Х и ХХ века. Этот запас дал ХХ веку грандиозные возможности для развития. Почему многое не осуществилось сразу, почему задуманное и начатое во много осталось нереализованным? Причина — сам ХХ век, его динамика, политика, его катаклизмы, перевороты, наконец две мировые войны. Они стали рубежом для культуры и театра Европы и мира. Они, эти вне театральные события, тормозили, если не приводили к гибели и замыслы, и жизни.


Именно поэтому ХХ век должен рассматриваться как продолжение глобальных театральных реформ рубежа ХIХ и ХХ веков. Исходя из этого основополагающего тезиса курс лекций о театре ХХ века должен строиться с учетом наследия предшественников: новой драмы, обеспечивавшей репертуар; режиссуры, нашедшей способы реализации нового репертуара; эксперимента, положившего начало творческим поискам всего ХХ века.


Курс лекций о театре ХХ века должен помочь студентам увидеть целостную и убедительную картину театральных течений и процессов ХХ века. При этом важнее хронологического принципа сквозные проблемы театральной истории. Локальные и общие кризисы; переосмысление места театра в системе искусств; театр и смежные искусства; радикальный пересмотр театрального пространства; роль личности в театре ХХ века; русский советский театр в мировом контексте; новые «языки» и новые выразительные средства, жанры; космополитизм или национализм, и так далее.

ЧЕМУ Я НАУЧУСЬ

В итоге курса для слушателей складывается общее представление о театральном искусстве, не только не утратившем своей привлекательности для ХХI века, но и подтвердившего свое особое значение как искусство непосредственной связи со зрителем, искусством, выдержавшим испытание ХХ веком, не уступившим скоростям развития новой европейской и мировой культуры.
ИТОГОВАЯ РАБОТА

Cтуденты выбирают любую тему (или любую персону) из указанных в списке лекций и в письменном виде отвечают на следующие вопросы: актуальность темы, ее развитие или эволюция от ХХ века к ХХ1, индивидуальный взгляд (понимание, интерпретация, спор, дискуссия), возможность переформатирования темы.
ОБ АВТОРЕ
Елена Горфункель
Театровед, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, кандидат искусствоведения.