ХХ век отталкивается от тех открытий, проектов, которые были сделаны на рубеже Х1Х и ХХ века. Этот запас дал ХХ веку грандиозные возможности для развития. Почему многое не осуществилось сразу, почему задуманное и начатое во много осталось нереализованным? Причина — сам ХХ век, его динамика, политика, его катаклизмы, перевороты, наконец две мировые войны. Они стали рубежом для культуры и театра Европы и мира. Они, эти вне театральные события, тормозили, если не приводили к гибели и замыслы, и жизни.
Именно поэтому ХХ век должен рассматриваться как продолжение глобальных театральных реформ рубежа ХIХ и ХХ веков. Исходя из этого основополагающего тезиса курс лекций о театре ХХ века должен строиться с учетом наследия предшественников: новой драмы, обеспечивавшей репертуар; режиссуры, нашедшей способы реализации нового репертуара; эксперимента, положившего начало творческим поискам всего ХХ века.
Курс лекций о театре ХХ века должен помочь студентам увидеть целостную и убедительную картину театральных течений и процессов ХХ века. При этом важнее хронологического принципа сквозные проблемы театральной истории. Локальные и общие кризисы; переосмысление места театра в системе искусств; театр и смежные искусства; радикальный пересмотр театрального пространства; роль личности в театре ХХ века; русский советский театр в мировом контексте; новые «языки» и новые выразительные средства, жанры; космополитизм или национализм, и так далее.