История отечественного кино. Часть I
Курс Евгения Марголита, Олега Ковалова и Любови Аркус. 32 лекции, 10 семинаров.
Кино до и после революции — поиск и бегство от реальности
СТРУКТУРА
32 лекции
Подготовка к семинару
Просмотр фильмов, чтение текстов и подготовка докладов
10 семинаров
Доклады и коллективное обсуждение
О ПРЕДМЕТЕ

Историю отечественного кино — как и кино мирового — практически на всем протяжении прошлого века можно представить себе как колебания маятника. Маятник движется: от натуры к декорации — от обостренного и вдохновенного интереса к окружающей реальности к последовательному и настойчивому отвлечению от нее. А затем идет обратно: и вновь декорация (в самом широком смысле, от павильонных интерьеров до жестких фабульных схем) разоблачается в своей условности, уступая место «незагримированной» реальности, где действительным сюжетом становится само движение жизни.


Путь отечественного кино — это путь от наива «Понизовой вольницы» и «Драмы в таборе подмосковных цыган», не ведающих ни про какие павильоны, к «роскошным» (подчас действительно изысканным) интерьерам, выстроенным в «ателье» Ханжонкова, Ермольева, Харитонова. А затем обратный путь в кино 1920-х, где радикальное отрицание фабулы, декорации, грима и вообще актера — концепция вполне обыкновенная. Главным становится погружение действия в материал реальности. Реальность — главным героем, сутью. Что у Вертова, что у Эйзенштейна, что у Довженко, что у Преображенской с Правовым.


А затем — новый поворот на 180 градусов: снова — к парадности Большого стиля сталинской эпохи. А от нее — к «фотографизму» раннеоттепельного кино, а далее развитие эстетики документальности 1960-х, от фильмов Марлена Хуциева до «Аси Клячиной». А за ними — «застойные» 1970−1980-е, где окружающая реальность, увиденная внутренним взором субъекта-одиночки, чужака и чудака, превращается в систему знаков. Систему, в полной мере понятную лишь автору, будь то «Зеркало» Тарковского или «Калина красная» Шукшина. Для такого автора уже окружающий мир — декорация, из которой он мечтает вырваться в подлинную неведомую ему реальность


Путь нашего кино — это путь от увлеченного и радостного доверия к реальности к неприятию, отторжению ее. И вновь к приятию. Именно этот сюжет исследует курс истории отечественного кинематографа, построенный под кураторством Евгения Марголита и Любови Аркус.

О КУРАТОРАХ
  • Евгений Марголит
    Киновед и кинокритик, кандидат искусствоведения. В прошлом — главный искусствовед Госфильмофонда РФ. Автор книг «Изъятое кино. 1924−1953» (совм. с В. Шмыровым), «Живые и мертвое» (издательство «Сеанс») и «В ожидании ответа».
  • Олег Ковалов
    Киновед и кинокритик. Режиссер фильмов «Сады скорпиона», «Остров мертвых», «Концерт для крысы», «Сергей Эйзенштейн. Автобиография», «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия», «Темная ночь». Автор книг «Из(л)учение странного» (том первый и том второй), «Лариса Шепитько» и «Дарио Ардженто», изданных «Сеансом».
  • Любовь Аркус
    Основатель журнала и школы «Сеанс». Создатель фонда и центра обучения для людей с аутизмом «Антон тут рядом». Автор идеи и главный редактор портала «Чапаев». Режиссер фильмов «Антон тут рядом», «Кто тебя победил никто», «Балабанов. Колокольня. Реквием».