Семинар современного фильма
Курс Любови Аркус и Василия Степанова. 40 семинаров. Смотрим, изучаем и обсуждаем фильмы XXI века
Структура
Просмотр фильмов
Два фильма к каждому семинару
40 семинаров
Дискуссия в группах
Чтение текстов
Домашние работы
Эссе и исследования
Работа с мастером
Обсуждение работы со своим мастером
Выполнение итоговой работы курса
О ПРЕДМЕТЕ

ХХI век в кино начался, как только кинематограф по всему миру отпраздновал свое столетие. В середине 1990-х по ведущим международным фестивалям и локальным кинематографиям прокатилась волна торжеств, связанных с большой датой — век назад миру был предъявлен массовый кинематограф Люмьеров. Конец календарного века, совпавший с очередным этапом глобального политического и общественного переустройства, стал временем, когда кино начало перепридумывать себя.


Массовый кинематограф все стремительнее становился развлечением, уходя в новую виртуальную реальность компьютерных игр и масштабных спецэффектов. А кинематограф фестивальный и авторский тешил себя утопией глубокого проникновения в реальность. Системной частью кино постепенно стали цифровые технологии, определившие вектор развития как масштабного тотального коммерческого, так и независимого, бунтарского, документального кинематографа. И тот, и другой за последние десятилетия «одомашнились» — кино в еще большей степени, чем это было в 1980−1990-е, стало достоянием малого экрана.


За прошедшую с тех пор четверть нового века кинематографический мир стал теснее: в нем на равных сосуществуют экзотические кинематографии и новые национальные волны (румынские, иранские, китайские, корейские и многие другие), различные школы и авторы ни в чем не похожие друга на друга, снимающие за копеечные бюджеты, или, напротив, умеющие тратить сотни миллионов долларов на казалось бы безумные, и в то же время крайне расчетливые проекты. В кино XXI века возможно все, и семинар современного фильма — это попытка сказать о том, куда движется кинематограф во всем его многообразии: от документального до игрового, от национального до глобального, от коммерческого до фестивального, от маргинального до массового.

ЧЕМУ Я НАУЧУСЬ

В ходе семинара мы научимся анализировать фильмы — понимать контексты их создания, выхода в свет и существования, поймем как работать с информацией о них и строить высказывания о кино. Особенностью семинара будет то, что каждое занятие мы будем посвящать двум фильмам, диалог которых будет порождать особую драматургию того рода, которая закладывается кураторами ретроспектив и фестивалей.
АНАЛИЗ

По результатам ключевых занятий будут написаны учебные работы — рецензии и аналитические тексты.
Литература — в основном статьи из периодики — к каждому показу будет подбираться отдельно, как и список рекомендуемых фильмов. Семинар будет чутко реагировать на текущую конъюнктуру общественной жизни и актуальные дискуссии.
ОБ АВТОРАХ
  • Василий Степанов
    Главный редактор журнала «Сеанс»
  • Любовь Аркус
    Основатель журнала «Сеанс», режиссер.