ХХI век в кино начался, как только кинематограф по всему миру отпраздновал свое столетие. В середине 1990-х по ведущим международным фестивалям и локальным кинематографиям прокатилась волна торжеств, связанных с большой датой — век назад миру был предъявлен массовый кинематограф Люмьеров. Конец календарного века, совпавший с очередным этапом глобального политического и общественного переустройства, стал временем, когда кино начало перепридумывать себя.
Массовый кинематограф все стремительнее становился развлечением, уходя в новую виртуальную реальность компьютерных игр и масштабных спецэффектов. А кинематограф фестивальный и авторский тешил себя утопией глубокого проникновения в реальность. Системной частью кино постепенно стали цифровые технологии, определившие вектор развития как масштабного тотального коммерческого, так и независимого, бунтарского, документального кинематографа. И тот, и другой за последние десятилетия «одомашнились» — кино в еще большей степени, чем это было в 1980−1990-е, стало достоянием малого экрана.
За прошедшую с тех пор четверть нового века кинематографический мир стал теснее: в нем на равных сосуществуют экзотические кинематографии и новые национальные волны (румынские, иранские, китайские, корейские и многие другие), различные школы и авторы ни в чем не похожие друга на друга, снимающие за копеечные бюджеты, или, напротив, умеющие тратить сотни миллионов долларов на казалось бы безумные, и в то же время крайне расчетливые проекты. В кино XXI века возможно все, и семинар современного фильма — это попытка сказать о том, куда движется кинематограф во всем его многообразии: от документального до игрового, от национального до глобального, от коммерческого до фестивального, от маргинального до массового.