Литература ХХ века. Часть I
Курс Елены Грачёвой и Михаила Щукина. 27 лекций, 9 семинаров. Назад к тексту: в поисках контекста и читателя. Читательская лаборатория
Структура
Чтение литературы
Обязательные тексты к лекциям
27 лекций
9 семинаров
Дискуссия в группах
Домашние работы
Эссе и исследования
Работа с мастером
Обсуждение работы со своим мастером
Выполнение итоговой работы курса
О ПРЕДМЕТЕ

Первая часть двухгодичного курса посвящена наиболее значимым текстам, созданным в России, Европе, США до Второй мировой войны, а также литературно-историческим тенденциям, которые начали складывается в конце ХIX века: натурализм и позитивизм, ницшеанство, марксизм, декаданс с его культом смерти и авангард с его стремлением вперед и вверх. Особенное внимание будет уделено образу человека, который то терял в объеме и весе, становясь символом, тенью, словом, то вновь разрастался до раблезианских размеров.


В ходе занятий мы будем рассматривать вопросы стилистики и поэтики: как темы и образы, к которым обращается литература, находят новаторское воплощение, как парадоксально традиции XIX века напрочь сметаются вихрем истории и как прочнее укореняются в сознании.

ЧЕМУ Я НАУЧУСЬ

Мы хотим вернуть студентов к тексту как целому авторскому высказыванию. Для того чтобы понять «дух времени» и «дух текста», важнее не получить готовый ответ о наборе стилистических приемов, истории создания, биографии автора, развитии критической мысли вокруг, но задать этот самый вопрос, вернуть читателю к чтению, а не к сухому анализа прочитанного. На лекциях мы будем двигаться от частного к общему: от конкретного текста — к устройству художественного мира, к принципам и приемам, к специфике творческого метода, к тенденциям и литературному процессу.
ИТОГОВАЯ РАБОТА

Мы предлагаем студенту выбрать одну из важнейших дихотомий ХХ века и написать эссе о том, как эта дихотомия отражается в литературе, публицистике, беллетристике. Более того, поскольку эти концепты определяющие, главные в истории, политике, философии, живописи, кинематографе, массовой культуре, студент может не ограничивать себя, анализируя лишь текстовый материал, наоборот, обращаясь к разным (противоречивым или смежным) явлениям, попробовать увидеть закономерность, контекст.
ОБ АВТОРАХ
  • Елена Грачева
    Литературовед, преподаватель 610-й гимназии Санкт-Петербурга и СПбГУКиТ. В 1987 году окончила отделение русской филологии Тартуского государственного университета. Автор статей о русской литературе в «Ученых записках Тартуского университета», «Лотмановском сборнике», журнале «Россия / Russia», предисловий к изданиям русской классики в издательствах «Азбука» и «Просвещение».
  • Михаил Щукин
    Окончил ЮФУ (филолог-русист). Учился в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом). Преподает в школе.